Краткий курс по паломничеству
“Тот, кто совершит хадж, не имея [за это время] близости со своей женой и не совершив ничего греховного и недостойного, вернется [домой очистившимся] от грехов [и станет таким же,] каким он был в тот день, когда его родила мать”. (Достоверный хадис).
Восьмой день месяца зу-ль-хиджа
Обряды хаджа начинаются в восьмой день месяца зу-ль-хиджа, который называется днем тарвия.
В этот день после восхода солнца паломник, совершающий хадж таматту’:
- Надевает одежду ихрам с намерением выполнить обряды хаджа и делает то же, что он делал, когда надевал ихрам перед малым паломничеством (‘умрой): полное омовение (гусль), благовония, намаз.
- Потом он входит в состояние ихрам в том месте, где он остановился для проживания.
Что касается паломников, совершающих хадж кыран или ифрад, то они продолжают оставаться в состоянии ихрам.
Паломники, совершающие хадж таматту’, кыран или ифрад, – все отправляются в Мину до полудня и своевременно совершают там полуденный, дневной, вечерний и ночной намазы, не объединяя их, но сокращая четырехкратные намазы (полуденный, дневной и ночной) до двух рак’атов. Ночь на девятое зу-ль-хиджа они ночуют в Мине и совершают в там утренний намаз. Тому, кто прибудет в Мину до дня тарвия, следует войти в состояние ихрам уже в Мине в день тарвия после восхода солнца.
В соответствии с сунной в день тарвия паломник ночует в Мине, а утром девятого зу-ль-хиджа совершает утренний намаз, дожидается восхода солнца и спокойно, не спеша, направляется к Арафату, произнося слова тальбиййи:
لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْك لَبَّيْكَ لَا شَرِيْكَ لَكَ لَبَّيْك إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْك لَا شَرِيْكَ لَك
“Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!”
(Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!),
читая Коран, возвеличивая и восхваляя Всевышнего Аллаха и выражая Ему, Господу миров, свою благодарность.
Девятый день месяца зу-ль-хиджа
— Это день стояния на Арафате.
Стояние на Арафате является одним из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Хадж – это стояние на Арафате”(Абу Дауд и Тирмизи).
День стояния на Арафате – это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафату. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и Аллах хвалится ими перед ангелами. В “Сахих Муслим” приводится хадис Айши, да будет доволен ею Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Никогда Аллах так не избавляет Своих рабов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: Чего они хотят?!”
Попросим же у Аллаха Его милости и благосклонности!
В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у мечети Намира, если есть такая возможность.
С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуденный и дневной намазы, совершая их последовательно один за другим по два рак’ата каждый, возгласив один общий азан и два икамата – по одному перед каждым намазом, – как это делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Никакие другие намазы ни до полуденного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются.
После намаза паломник должен удостовериться в том, что он расположился внутри границ Арафата.
В этот благословенный день паломники должны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую Аллах дарует в этот великий день.
Наиболее распространенные ошибки
В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо предостеречь:
- Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до полного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействительным.
- Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, потому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
- Некоторые паломники теснят друг друга и толкаются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками,которыми они трогали гору, и совершают там намаз. Все это нововведение (бид’ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия становятся причиной серьезных травм
- Некоторые паломники поворачиваются к горе Арафат, когда обращаются к Аллаху с мольбами. (В соответствии с сунной при обращении к Аллаху с мольбами следует поворачиваться в сторону Киблы).
Муздалифа
С началом захода солнца в девятый день месяца зу-ль-хиджа паломники с благословения Аллаха, повторяя слова тальбиййи, поминая Аллаха и благодаря Его за оказанную милость и предоставленную возможность постоять на Арафате, направляются к заповедному месту — Муздалифе. Сразу же по прибытии туда они совершают вечерний и ночной намазы последовательно один за другим, сокращая ночной намаз до двух рак’атов, возглашая один общий азан и два икамата — по одному перед каждым намазом, чтобы затем провести ночь в этом благословенном месте.
Прибыв в долину Муздалифа, некоторые паломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь:
- Некоторые паломники уходят собирать камешки, не совершив вечерний и ночной намазы.
- Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе.
- Некоторые паломники моют собранные камешки, но никаких сведений о том, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал это, у нас нет.
В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают утренний намаз. Однако женщинам, слабым старикам, детям и тем, кто их сопровождает, разрешается покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи.
Желательно, чтобы паломник после утреннего намаза некоторое время постоял на Заповедном месте рядом с горой, где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть, или в любом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу Аллаху, произнося слова поминания Аллаха (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солнца направился в Мину.
По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть больше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные камешки следует собирать уже в Мине.
Так, паломник с благословения Аллаха продолжает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая Аллаха:
“Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шариика ляк(а)!”
(Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!)
Мина
Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-акаба), который находится рядом с Меккой.
Дойдя до Большого джамрата, паломник перестает повторять слова тальбиййи и делает следующее:
1. Последовательно, один за другим, бросает в Большой джамрат семь камешков, каждый раз произнося: “Аллаху Акбар!”
2. Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным.
3. Сбривает или подстригает волосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои волосы на длину фаланги пальца.
Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день.
Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.
Десятый день месяца зу-ль-хиджа
В этот день мусульмане во всем мире встречают благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал Аллах, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышнему Аллаху. Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир:
“Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!
Ля иляха илля-Ллах! Аллаху Акбар! Аллаху Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!”
(Аллах Превелик! Аллах Превелик! Аллах Превелик! Нет достойного поклонения, кроме Аллаха! Аллах Превелик! Аллах Превелик и вся хвала – Аллаху!)
Во время бросания камешков паломники допускают много ошибок.
- Некоторые паломники считают, что они побивают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установлен только для того, чтобы помянуть имя Аллаха.
- Некоторые паломники бросают большие камни, обувь, деревяшки и т.п. Это – проявление чрезмерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его Аллах и приветствует.
- Стремясь пройти к джамрату, паломники толкают друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это – серьезная ошибка, ибо паломник должен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет.
- Некоторые паломники одним броском бросают все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки необходимо бросать последовательно, один за другим, каждый раз произнося: “Аллаху Акбар!”
Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частично выходит из состояния ихрам.
Теперь ему разрешается всё, кроме супружеской близости.
Бросание камешков в джамраты
Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее:
1. Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат – и только в Большой! – каждый раз произнося: “Аллаху Акбар!”.
2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба).
В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: “Аллаху Акбар!”
Обход Ка’бы в день закалывания жертвы (таваф аль-ифада)
Обход Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) – это один из столпов хаджа, без которого последний считается недействительным.
Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка’бы (таваф аль-ифада) и са’и между Сафой и Марвой, если он совершает хадж таматту’. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не исполнил обряд са’и после обхода Ка’бы в честь прибытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Обход Ка’бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после окончания всех обрядов в Мине.
После завершения обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломнику разрешается всё, даже супружеская близость.
Дни ташрика
Дни ташрика начинаются в ночь на одиннадцатое месяца зу-ль-хиджа и длятся три дня: одиннадцатое,
двенадцатое и тринадцатое.
– После обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называются днями ташрика;
– или два дня, если спешит уехать, ибо Всевышний Аллах сказал:
“Поминайте Аллаха в указанные дни. Кто торопится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных. Бойтесь же Аллаха и знайте, что к Нему вы будете собраны” (Сура “Корова”).
Паломник должен:
– бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он проводит в Мине;
– при каждом броске произносить: “Аллаху Ак-бар!”;
– как можно больше поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбами;
– соблюдать спокойствие и тишину;
– избегать давки, споров и ссор.
Бросание камешков
В соответствии с сунной паломник, бросив камешки в Малый и Средний джамрат, после каждого из них встает лицом к Кибле, поднимает руки и просит у Аллаха, что пожелает.
Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к Аллаху с мольбами, бросив в него камешки.
Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадцатого числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты.
Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.
Прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада)
Покинув долину Мина, паломники направляются в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древнего Дома Аллаха, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход – их последнее свидание с Заповедным Домом Аллаха, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
“Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом Аллаха”. (аль-Бухари и Муслим).
Прощальный обход Ка’бы (таваф аль-ва-да’) — это последний обязательный ритуал хаджа, который паломник должен совершить перед самым отъездом домой.
От обязанности совершать прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада’) освобождаются только женщины, у которых начались месячные или послеродовое кровотечение.