Обучение

Чтобы получить обучающие книги по Хаджу и Умре, оставьте Вашу электронную почту и подтвердите подписку:

Пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:
((Тот, кто совершит хадж, не приблизится [за это время] к своей жене и не совершит ничего гре­ховного и недостойного, вернется [домой очистив­шимся] от грехов [и станет таким же,] каким он был в тот день, когда его родила его мать)). (Достовер­ный хадис).

Восьмой день месяца зу-ль-хиджа

Обряды хаджа начинаются в восьмой день месяца зу-ль-хиджа, который называется днем тарвия.

В этот день после восхода солнца паломник, совершающий хадж таматту’:

  • Надевает одежду ихрам с намерением выполнить обряды хаджа и делает то же, что он делал, когда надевал ихрам перед малым паломничеством (‘умрой): полное омовение (гусль), благовония, намаз.
  • Потом он входит в состояние ихрам в том месте, где он остановился для проживания.

Что касается паломников, совершающих хадж кыран или ифрад, то они продолжают оставаться в состоянии ихрам.

Паломники, совершающие хадж таматту’, кыран или ифрад, — все отправляются в Мину до полудня и своевременно совершают там полуден­ный, дневной, вечерний и ночной намазы, не объе­диняя их, но сокращая четырехкратные намазы (полуденный, дневной и ночной) до двух рак’атов. Ночь на девятое зу-ль-хиджа они ночуют в Мине и совершают в ней утренний намаз. Тому, кто при­будет в Мину до дня тарвия, следует войти в со­стояние ихрам уже в Мине в день тарвия после восхода солнца.

В соответствии с сунной в день тарвия палом­ник ночует в Мине, а утром девятого зу-ль-хиджа совершает утренний намаз, дожидается восхода солнца и спокойно не спеша направляется к Ара­фату, произнося слова тальбиййи:

لَبَّيْكَ اللَّهُمَّ لَبَّيْك لَبَّيْكَ لَا شَرِيْكَ لَكَ لَبَّيْك إِنَّ الْحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الْمُلْك لَا شَرِيْكَ لَك

«Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а)

(Вот я перед Тобой, о АЛЛАХ, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотова­рища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварища!),

читая Коран, возвеличивая и восхваляя Всевышнего АЛЛАХа и выражая Ему, Господу миров, свою благодар­ность.

Девятый день месяца зу-ль-хиджа

День стояния на Арафате.

Стояние на Арафате является одним из стол­пов хаджа, без которого последний считается не­действительным. Пророк, да благословит его Ал­лах и приветствует, сказал:

((Хадж — это стояние на Арафате)) (Абу Дауд и Тирмизи).

День стояния на Арафате — это лучший из тех дней, когда над землей встает солнце. В этот день все паломники направляются к Арафа­ту. В этот великий день от восхода до заката мусульмане стоят на Арафате, и АЛЛАХ хвалится ими перед ангелами. В «Сахих Муслим» приводится хадис Айши, да будет доволен ею АЛЛАХ, о том, что пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:

((Никогда АЛЛАХ так не избавляет Своих ра­бов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, затем хвалится ими перед ангела­ми, говоря: Что они хотят?!))

Попросим же у АЛЛАХа Его милости и благо­склонности!

В соответствии с сунной перед полуденным намазом паломнику следует остановиться у ме­чети Намира, если есть такая возможность.

С наступлением времени полуденного намаза имам читает проповедь, наставляя и увещевая людей, затем проводит с паломниками полуден­ный и дневной намазы, совершая их последова­тельно один за другим по два рак’ата каждый, воз­гласив один общий азан и два икамата — по одно­му перед каждым намазом, — как это делал по­сланник АЛЛАХа, да благословит его АЛЛАХ и при­ветствует. Никакие другие намазы ни до полуден­ного и дневного намазов, ни между ними, ни после них не совершаются.

После намаза паломник должен удостоверить­ся в том, что он расположился внутри границ Ара­фата.

В этот благословенный день паломники долж­ны избегать ошибок, всего греховного и недостойного, чтобы не лишать себя награды, которую АЛЛАХ дарует в этот великий день.

Наиболее распространенные ошибки

  • В день стояния на Арафате многие паломники совершают ошибки, от которых необходимо пре­достеречь.
  • Некоторые паломники останавливаются вне границ Арафата и не покидают своих мест до пол­ного захода солнца, отправляясь к Муздалифу уже затемно. Такой хадж считается недействи­тельным.
  • Некоторые паломники покидают Арафат до начала захода солнца. Этого делать нельзя, по­тому что это не соответствует тому, что делал пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует.
  • Некоторые паломники теснят друг друга и тол­каются, поднимаясь на гору Арафат, добираются до самой вершины, обтирают свое тело руками,которыми они трогали гору, и совершают там на­маз. Все это нововведение (бид’ат) и абсолютно ни на чем не основано. Кроме того, такие действия паломников становятся причиной серьезных травм и повреждения здоровья.
  • Другой распространенной ошибкой является то, что паломники поворачиваются в сторону горы Арафат, когда обращаются к АЛЛАХу с мольбами.
  • В соответствии с сунной при обращении к Ал­лаху с мольбами следует поворачиваться в сто­рону Киблы.

Муздалифа

 

С началом захода солнца в девятый день месяца зу-ль-хиджа паломники с благословения АЛЛАХа, повторяя слова тальбиййи, поминая Ал­лаха и благодаря Его за оказанную милость и пре­доставленную возможность постоять на Арафа­те, направляются к заповедному месту -Муздалифе. Сразу же по прибытии туда они со­вершают вечерний и ночной намазы последова­тельно один за другим, сокращая ночной намаз до двух рак’атов, возглашая один общий азан и два икамата — по одному перед каждым намазом, что­бы затем провести ночь в этом благословенном месте.

Прибыв в долину Муздалифа, некоторые па­ломники начинают совершать ошибки, от которых необходимо предостеречь:

  • Некоторые паломники уходят собирать ка­мешки, не совершив вечерний и ночной намазы.
  • Некоторые паломники считают, что камешки можно собирать только в Муздалифе.
  • Некоторые паломники моют собранные камеш­ки, но никаких сведений о том, пророк, да благо­словит его АЛЛАХ и приветствует, делал это, у нас нет.

В соответствии с сунной паломники проводят эту ночь в Муздалифе и там же совершают ут­ренний намаз. Однако женщинам, слабым стари­кам, детям и тем, кто их сопровождает, разреша­ется покинуть Муздалифу и отправиться в Мину уже после полуночи.

Желательно, чтобы паломник после утренне­го намаза некоторое время постоял на Заповед­ном месте рядом с горой, где в настоящее время располагается Муздалифская мечеть, или в лю­бом другом месте в Муздалифе, повернувшись в сторону Киблы, вознося хвалу АЛЛАХу, произно­ся слова поминания АЛЛАХа (зикр) и обращаясь к Нему с мольбами, а незадолго до восхода солн­ца направился в Мину.

По пути в Мину паломнику следует собрать семь небольших камешков размером чуть боль­ше гороха, чтобы потом бросить их в Большой джамрат (Джамрат аль-акаба). Остальные ка­мешки следует собирать уже в Мине.

Так, паломник с благословения АЛЛАХа про­должает свой путь в Мине, повторяя слова тальбиййи и часто поминая АЛЛАХа:

«Ляббайка-Ллахумма ляббайк(а)! Ляб-бай-ка ля шариика ляка, ляббайк(а)! Инна-ль-хам-да ва-ни’мата ляка ва-ль-мульк(а), ля шарии­ка ляк(а)!»

(Вот я перед Тобой, о АЛЛАХ, вот я перед То­бой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, и вот я перед Тобой! Хвала Тебе, вся милость и вся власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сото­варища!)

Мина

Когда паломник прибывает в Мину, он сразу же идет к Большому джамрату (Джамрат аль-ака­ба), который находится рядом с Меккой.

Дойдя до Большого джамрата, паломник пере­стает повторять слова тальбиййи и делает сле­дующее:

1. Последовательно, один за другим, бросает в Большой джам­рат семь камешков, каждый раз про­износя: «АЛЛАХу Акбар!»

2. Приносит в жертву животное, если он должен это сделать, ест мясо жертвенного животного сам и раздает его бедным.

3. Сбривает или подстригает во­лосы на голове. Сбривание волос для мужчины предпочтительнее. Женщина же подстригает свои во­лосы на длину фаланги пальца.

Это наиболее предпочтительная последовательность действий в этот день.

Но если паломник изменит эту последовательность, то не беда.

Десятый день месяца зу-ль-хиджа

В этот день мусульмане во всем мире встреча­ют благословенный праздник Курбан, радуясь той милости, которую им оказал АЛЛАХ, и принося в жертву животных, дабы стать ближе к Всевышне­му АЛЛАХу. Бросив камешки в Большой джамрат, паломник начинает повторять праздничный такбир:

«АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар!

Ля иляха илля-Ллах! АЛЛАХу Акбар! АЛЛАХу Акбар! Ва ли-Лляхи-ль-хамд!»

(АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Пре­велик! Нет достойного поклонения никого, кроме АЛЛАХА! АЛЛАХ Превелик! АЛЛАХ Превелик! Хвала Алла­ху!)

Во время бросания камешков паломники до­пускают много ошибок.

  • Некоторые паломники считают, что они поби­вают шайтанов, поэтому, бросая камешки, гневно ругают их. Но обряд бросания камешков установ­лен только для того, чтобы помянуть имя АЛЛАХа.
  • Некоторые паломники бросают большие кам­ни, обувь, деревяшки и т.п. Это — проявление чрез­мерности, от которой предостерегал нас пророк, да благословит его АЛЛАХ и приветствует.
  • Стремясь пройти к джамрату, паломники толка­ют друг друга и создают давку, в которой погибают люди. Это — серьезная ошибка, ибо паломник дол­жен обращаться со своими братьями по-доброму, а также стараться, чтобы камешек упал внутрь кольца, и неважно, попал он в столб или нет.
  • Некоторые паломники одним броском броса­ют все камешки сразу, но это засчитывается им только как один брошенный камешек. Камешки не­обходимо бросать последовательно, один за дру­гим, каждый раз произнося: «АЛЛАХу Акбар!»

Бросив камешки в Большой джамрат и сбрив или укоротив волосы на голове, паломник частич­но выходит из состояния ихрам.

Теперь ему разрешается всё, кроме супру­жеской близости.

Бросание камешков в джамраты

Прибыв утром в день праздника в Мину, тебе следует сделать следующее:

1. Поспеши бросить семь камешков в Большой джамрат — и только в Большой! — каждый раз про­износя: «АЛЛАХу Акбар!».

2. На протяжении трех дней Ташрика бросай камешки во все три столба: Малый джамрат (аль-Джамрат ас-сугра), Средний джамрат (аль-Джам-рат аль-вуста) и Большой джамрат (Джамрат аль-акаба).

В каждый джамрат следует бросать по семь камешков, каждый раз произнося: «АЛЛАХу Ак­бар!»

Обход Ка’бы в день закалывания жертвы (таваф аль-ифада)

Обход Ка’бы в день заклания жертвы {таваф аль-ифада) — это один из столпов хаджа, без ко­торого последний считается недействительным.

Бросив камешки в Большой джамрат утром в день праздника, паломник направляется в Мекку, чтобы совершить обход Ка’бы (таваф аль-ифа­да) и са’и между Сафой и Марвой, если он совер­шает хадж таматту’. Кроме того, если паломник, совершающий хадж ифрад или кыран, не испол­нил обряд са’и после обхода Ка’бы в честь при­бытия в Мекку (таваф аль-кудум), то ему также необходимо сделать это после обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада). Об­ход Ка’бы (таваф аль-ифада) можно отложить и совершить его по приезду в Мекку после оконча­ния всех обрядов в Мине.

После завершения обхода Ка’бы в день зак­лания жертвы (таваф аль-ифада) паломнику раз­решается всё, даже супружеская близость.

Дни ташрика

Дни ташрика начинаются в ночь на одиннад­цатое месяца зу-ль-хиджа
Ночь на одиннадцатое
Ночь на двенадцатое
Ночь на тринадцатое

— После обхода Ка’бы в день заклания жертвы (таваф аль-ифада) паломник возвращается в Мину и проводит там три дня, которые называют­ся днями ташрика;

— или два дня, если спешит уехать, ибо Все­вышний АЛЛАХ сказал:

«Поминайте АЛЛАХа в указанные дни. Кто то­ропится [и завершает обряд] за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязнен­ных. Бойтесь же АЛЛАХа и знайте, что к Нему вы будете собраны» (Сура «Корова»).

Паломник должен:

— бросать камешки во все три столба (джам-рата) после полудня каждый день, который он про­водит в Мине;
— при каждом броске произносить: «АЛЛАХу Ак-бар!»;
— как можно больше поминать АЛЛАХа и обра­щаться к Нему с мольбами;
— соблюдать спокойствие и тишину;
— избегать давки, споров и ссор.

Бросание камешков

В соответствии с сунной паломник, бросив ка­мешки в Малый и Средний джамрат, после каждого из них встает ли­цом к Кибле, поднимает руки и просит у АЛЛАХа, что пожелает.

Что касается Большого джамрата (Джамрат аль-акаба), то паломник не задерживается возле него и не обращается к АЛЛАХу с мольбами, бро­сив в него камешки.

Тот, кто торопится и хочет завершить обряд за два дня, должен бросить камешки двенадца­того числа после полудня во все три джамрата и покинуть Мину до захода солнца. Если же он не успеет, то ему следует остаться на ночь в Мине и днем тринадцатого зу-ль-хиджа снова бросить камешки в джамраты.

Однако если закат солнца застигнет его на выходе из Мины, то ему следует продолжить свой путь и он не обязан возвращаться на ночлег в Мину.

Прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада)

Покинув долину Мина, паломники направляют­ся в Священную Мекку, чтобы обойти вокруг древ­него Дома АЛЛАХа, ведь они уже выполнили все обряды хаджа, и этот прощальный обход — их пос­леднее свидание с Заповедным Домом АЛЛАХа, ибо пророк, да благословит его АЛЛАХ и привет­ствует, сказал:

((Пусть никто не покидает Мекку, пока не попрощается с Домом АЛЛАХа (аль-Бухари и Мус­лим)).

Прощальный обход Ка’бы (таваф аль-ва-да’)-это последний обязательный ритуал хаджа, ко­торый паломник должен совершить перед самым отъездом домой.

От обязанности совершать прощальный обход Ка’бы (таваф аль-вада’) освобождаются только женщины, у которых начались месячные или пос­леродовое кровотечение.

Смотреть вебинары в личном кабинете